«Наемные идеологи империалистов создали специальную псевдокультуру, рассчитанную на оглупление масс, на притупление их общественного сознания».
Л. И. Брежнев

Поп-арт – искусство или эпатаж? Правда жизни или всеобщее помешательство?

Вспыхнув в Европе в 50-х, поп-арт быстро перелетел через океан и стал звездой нью-йоркских вечеринок. Именно там, под статуей Свободы, за чтением бульварных романов, просмотром голливудских фильмов, в сопровождении блеска бесконечной бродвейской рекламы, под оглушительную музыку Битлз, Роллинг Стоунз, Дорс и Дэвида Боуи, он обрел свой дом.

Поп-арт обращался к образам, которые наводнили жизнь людей в середине ХХ столетия: комиксам, гамбургерам, знаменитостям, холодильникам, кока-коле, автомобилям, политическим деятелям, туфлям, сигаретам… – «в общем, ко всем тем классным современным вещам, которые так усердно не хотело замечать абстрактное искусство» (Энди Уорхол).

Эти объекты, вырванные из привычных контекстов и помещенные в художественную среду, а затем и заполонившие пространства выставочных залов, либо приобретали там бесконечную прогрессию смыслов, либо обнажали блеск своей крайней абсурдности.

Так или иначе, перед могуществом поп-арта склонили головы многие современные живописцы, пытливые коллекционеры, журналисты и галеристы.

Поп-художники, такие как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Индиана, Джеймс Розенквист и другие, в известной степени, поделили между собой арт-сцену, увлекшись новыми формами, сюжетами и техниками. Они не только использовали традиционные холст и масло, но и осваивали трафаретную печать, создавали масштабные инсталляции, скульптуры, аппликации и коллажи. В конечном счете, все их произведения, способные стать легкодоступными для любого, носили массовый характер, как банка супа или бутылка колы. И именно поэтому работы, представленные на выставке в Арт-центре, выполнены в различных техниках, каждая из которых считалась художником достойной зрителя. Здесь и графика, и афиши, и постеры, и объекты, собранные от частных коллекционеров и галерей.

«Поп – это любовь, так как поп признает все… Поп подобен разрыву бомбы. Это американская мечта: оптимистичная, щедрая и наивная».

Роберт Индиана

«Поп-арт» сопровождается множеством собранных воедино, порой спорных и даже противоречивых диалогов между творцами, зрителями и критиками. Незримое, но ощутимое присутствие художников помогает каждому, кто включился в процесс, осмыслить это явление.
Сейчас поп-арт обрел второе дыхание – возрождается интерес к его феномену. К мотивам поп-арта обращаются такие современные художники, как, например, Ричард Райан и представитель стрит-арта Бэнкси, произведения которых включены в экспозицию Арт-центра. По всему миру организуются сборные выставки и ретроспективы Лихтенштейна, Индианы, Уорхола. Работы художников соревнуются с наследием старых мастеров на мировых аукционах Christie’s и Sotheby’s и нередко бьют все рекорды – но являются ли деньги подлинным мерилом эстетической и духовной ценности?

Выставочные планы*

26 мая — 29 октября, Санкт-Петербург
Арт центр в культурном квартале «Брусницын»
Кожевенная линия д.30, на входе в арку сразу направо, на 3 этаж
ежедневно 12.00 — 21.00
+7-999-526-37-67